Урал всегда считался вратами в Азию и связывал Россию с остальным миром. Крупнейшие компании предпочитают развивать сотрудничество с зарубежными партнерами именно здесь, благодаря налаженной логистике с перспективой увеличения потоков. Как развивается логистическая отрасль и какие тенденции ее определяют — в материале «Бизнес Журнала.
Урал».Урал всегда считался вратами в Азию и связывал Россию с остальным миром. Крупнейшие компании предпочитают развивать сотрудничество с зарубежными партнерами именно здесь, благодаря налаженной логистике с перспективой увеличения потоков. Как в этом предпринимателям помогают цифровые технологии, рассказал Александр Гаврилов, директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали», ИТ-платформы для дальнобойщиков и владельцев грузов, работающей в Свердловской области. Обзор уральского рынка Урал стал лидером железнодорожных перевозок, объем автомобильных также растет высокими темпами. Так, по ранее озвученным прогнозам Ассоциации международных автомобильных перевозчиков в 2023 году, к концу этого года рост регионального профильного рынка должен был составить от 55 до 65%. Эксперты считают это явление закономерным. «Рост спроса связан с активным развитием компаний из сегментов промышленности, ритейла и электронной коммерции. На отечественном рынке появились компании, заменившие ушедшие бренды», - поясняет директор по транспортной логистике ПЭК Игорь Алексашов. Также в регионе высокая концентрация крупных промышленных предприятий, поэтому весомую долю в структуре отрасли занимает транспортировка запчастей для автомобильного транспорта и сельскохозяйственной техники, металлических изделий, оборудования. Топовыми логистическими хабами являются Челябинская область, Пермский край и Свердловская область. А ключевыми направлениями на внутреннем рынке - Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Новосибирск и Омск. На развитии внешнего рынка положительно сказалось расширение пропускной способности границ с Китаем и Казахстаном. Всего у региона около 120 стран-партнеров. Но Китай среди них ключевой. По данным Главного таможенного управления страны, в 2022 году товарооборот с КНР увеличился на 71%, в 2023-м - еще на 26,3%, достигнув рекордных значений - 240,11 млрд долларов. На экспорт пришлось 46,9% от этой суммы. Таких показателей удалось достичь за счет межрегиональных соглашений. Например, Челябинск взаимодействует с Синьцзян-Уйгурским Автономным регионом и провинцией Хэйлунцзян. Прорабатываются перспективы расширения сотрудничества с провинцией Шаньдун. По словам основателя логистической компании Optimalog Георгия Властопуло, на рост показателей повлиял глобальный разворот России на Восток: «В 2022 и 2023 году Китай и страны центральной Азии стали для транспортных компаний альтернативой сжимающемуся рынку Европы». Свердловская область не отстает от Челябинской. Местная инфраструктура удобна перевозчикам за счет таможенного оформления в Екатеринбурге, а не в Москве. «В Свердловской области активно развиваются новые мощности для консолидации отправлений из Китая и других стран Юго-Восточной Азии. Поэтому компании все чаще проводят таможенную обработку контейнерных грузов в Екатеринбурге вместо привычных станций Московского железнодорожного узла, где в высокий сезон регулярно возникают заторы», - объяснил Игорь Алексашов. По итогам 2023 года внешний торговый оборот области вырос на 4,7%. Экспорт составил 57,3%, импорт - 42,7%. Руководитель Уральского таможенного управления Алексей Фролов сообщил, что в прошлом году из Свердловской области товары поставлялись в: Турцию - 16,9% США - 11,4% Китай - 10,9% Казахстан - 10,6% Узбекистан - 10,6%. Ввозилась продукция, главным образом, из Китая (38,9%) и Казахстана (21,4%). Для быстрой доставки в регионе разработали 43 новых маршрута, реализуется федеральный проект «Сухой порт» по внедрению ТЛЦ «Уральский», в рамках которого планируют обслуживать 600 тыс. ДФЭ в год за счет сетевой технологии ускоренной обработки контейнеров. Регион адаптируется к растущим потребностям бизнеса и новым экономическим реалиям, трендам на рынке. Помимо реконструкции автомобильных и железнодорожных полотен в регионе планируют ввод в эксплуатацию новых складских мощностей и электрифицированных приемочных парков, железнодорожных станций, таких как «Промышленная» в «Титановой долине». Однако ключевым драйвером рынка стала цифровизация грузоперевозок. Доцент кафедры логистики и коммерции УрГЭУ Глеб Савин считает, что в 2024 году логистика выйдет на новый этап развития цифровой отрасли: «Цифровизация не только способ сократить рутинные операции и оптимизировать расходы. Она давно является необходимостью, без которой вскоре будет невозможно работать», - сообщает эксперт. Как технологии помогают решать задачи бизнеса Рынок логистики стремительно двигается по цифровому пути. Компании ценят своё время, делают ставку на скорость и качество не только в вопросах доставки, но и в обмене информацией. В соответствии с их потребностями, ускоряется обмен данными между экспедиторами, перевозчиками и контролирующими органами. Так, раньше расчет стоимости и сроков перевозки осуществлялся через менеджера и занимал несколько часов, в зависимости от объемов партии и количества сопутствующих услуг. Сегодня цифровые инструменты (например, личный кабинет на цифровой платформе или калькулятор на сайте) позволяют сделать это за 1-2 минуты. Технологии помогают бизнесу эффективно управлять закупками и цепочками поставок, оптимизировать хранение, оперативно получать информацию о перемещении груза, упрощают и ускоряют документооборот между участниками. Цифровизация позволяет уральским компаниям обрабатывать больше заказов за тот же промежуток времени.Компании получают в распоряжении инструмент аналитики, который экономит время руководителей и дает возможность правильно оценить ситуацию, выявив точки роста и способы оптимизации расходов. Таким образом, бизнес опирается на реальные данные, а не на гипотезы. Причем делает это довольно быстро, что особенно важно в условиях экономических перемен, оперативно корректируя свои внутренние процессы. С учетом того, что расходы на логистику составляют 20-60% от себестоимости продукции, оптимизация позволяет снизить этот показатель, повысив тем самым конкурентоспособность бизнеса. Цифровизация помогает справиться с этой задачей за счет совершенствования логистики и ускорения процессов. По данным «Магистрали», ИТ-платформы для дальнобойщиков и владельцев грузов, экономическая эффективность компаний после оцифровки бизнеса может вырасти от 8 до 16%. Это возможно при высокой плотности заводов и предприятий в Свердловской области. Более 40% заводов и предприятий региона заинтересованы в цифровизации. Около 75% хотят таким образом снизить расходы и сделать процессы более прозрачными - аналитика в едином окне, возможности для оперативных корректировок и оптимизации. Цифровая трансформация логистики как основа государственных программ Цифровизация все чаще становится объективной необходимостью для бизнеса, условием выживания, а не вопросом выбора. Это одна из ключевых задач государства на ближайшие годы (Указание Президента РФ от 2 Января 2024 года № Пр-26), которая поддерживается на всех уровнях. Она и дальше будет развиваться в Свердловской области, активно охватывая разные сферы. Государственные структуры постоянно вводят новые требования, такие как электронный документооборот, онлайн-кассы, оборот маркированных товаров. Эти процессы не обходят стороной логистику и требуют использования цифровых решений. «Цифровизация поможет заводам и предприятиям повысить свою экономическую эффективность от 8 до 16% и будет способствовать решению кадрового дефицита. Оцифровка бизнеса повысит устойчивость компаний и ускорит темпы развития потенциала региональной промышленности», - рассказал Алексей Федотов, директор по развитию бизнеса «Яндекс». Внедрение технологий запускается на самом высоком уровне. Так, в Минтрансе, по словам заместителя Министра транспорта Дмитрия Баканова, продолжают тестировать пилотный проект по внедрению электронных навигационных пломб (многоразовые устройства идентификации на базе ГЛОНАСС) и планируют сделать цифровые инструменты для логистики «бесшовными». По пути цифровой трансформации уже пошли лидеры рынка. РЖД с помощью цифровых инструментов повысили эффективность всех звеньев цепочки и упростили доступ к инфраструктуре. ПЭК удалось доставлять грузы любого объема быстрее. В последнее время все чаще появляются новости о перспективах использования беспилотных технологий в логистике и перевозках. Они уже стали частью реальности, перестав быть чем-то футуристичным. На их основе разрабатываются целые национальные программы, например, проект «Беспилотные логистические коридоры» тестируется с осени 2022 года. Магистраль М-11 оборудована для передвижения автономных грузовиков. В эксперименте участвуют «Почта России», ПЭК, X5 Retail Group, КАМАЗ. Минтранс планирует кратно увеличить количество таких дорог, в том числе на Урале. «Для нас важно, чтобы проект строился на экономически эффективных бизнес-моделях для перевозчиков и грузоотправителей. Инфраструктура и технологическая сеть передачи данных должна обеспечивать проезд всех беспилотников, российских и иностранных, только в этом случае мы сможем проложить логистические коридоры для автономных перевозок между Азией и Европой. Мы будем расширять проект на другие трассы, включая М-12 от Москвы до Екатеринбурга. До 2030 года в беспилотные коридоры будет включено 19,5 тыс. км федеральных дорог», - пояснил экс-заместитель Министра транспорта Кирилл Богданов. Сложности, с которыми сталкиваются уральские компании Эксперты считают, что развитие рынка тормозят следующие факторы:
Недостаток кадров, в том числе специалистов, обученных работе с новыми технологиями. «Автоперевозчики говорят об увеличении среднего возраста водителей и непопулярности профессии. Железнодорожная отрасль также испытывает дефицит кадров, который в условиях логистических перестроений создает труднопреодолимые преграды», - сообщает генеральный директор ГК «Транссибурал» Сергей Мазуркевич Старение автопарка. По словам руководителя филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по УрФО Георгия Шпрейера, средний возраст автопарка транспортных компаний составляет 15 лет. Они не покупают новую технику из-за существенно возросшей стоимости. Обслуживать имеющуюся сложно из-за проблем с импортозамещением запчастей.
«Уральские перевозчики используют преимущественно европейские магистральные тягачи и не спешат переходить на китайские. Сдерживающими факторами являются отсутствие объективной практики их эксплуатации и ремонтопригодности, а также тот факт, что не у всех китайских брендов есть гарантийное и сервисное обслуживание на всей территории России», - рассказал Георгий Шпрейер. Эта проблема тесно связана со следующей
Последствия санкций. Ограничения негативно отразились на стоимости фрахта. В цене выросли не только грузовики, прицепы, расходные материалы. Новые логистические цепочки обходятся бизнесу на 20-30% дороже.
Согласно исследованию Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», в рамках цифровой трансформации рынок столкнулся со следующими вызовами:
Ограничение доступа к IT-технологиям. Ряд инициатив развивается медленно из-за высокой стоимости решений, например, беспилотных автомобилей, цифровизации транспорта, перехода на 5G. Удаленные и слабо освоенные территории. Логистическое неравенство отдельных регионов страны, в том числе, неравномерное присутствие маркетплейсов в регионах создает дополнительные преграды. Сложности с правовым регулированием отдельных направлений. В связи с распределением полномочий между федеральным центром и субъектами РФ, в ведении которых находятся автомобильные дороги, транспорт, на рынке нет единых стандартов, типовых федеральных цифровых решений, субсидирования этого направления. Рынок «серых» перевозок и связанная с этим высокая аварийность. Низкий уровень развития междугородних перевозок могла бы исправить цифровизация пассажирских льгот и транспортной безопасности. «Узкие» места грузовой транспортной инфраструктуры. С этой проблемой поможет справиться государственное управление на основе данных при наличии глобального обмена ими, а также цифровизация железных дорог, морских терминалов.
Что ждет уральский рынок Несмотря на все сложности, эксперты считают, что рынок грузоперевозок Урала продолжит расти, осваивать новые направления, также его ждет децентрализация:«Долгие годы большинство складов, хабов и других площадок были сосредоточены в Московском регионе. Теперь с учетом разворота на Восток растет логистическая роль Екатеринбурга, Новосибирска, Казани и других городов-миллионников»,- считает Игорь Алексашов. По мнению экспертов Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», в ближайшие годы рынок продолжит активно двигаться в сторону цифровизации. Ключевыми направлениями станут:
Кибербезопасность и защита данных. С 1 января 2025 года начнет действовать запрет на закупку иностранного ПО. Российские разработчики создают отраслевые решения в ответ на возросшую угрозу кибертерроризма и атак на критическую инфраструктуру. Развитие цифровых компетенций. Внедрение корпоративных образовательных программ для увеличения числа сотрудников, умеющих работать с цифровыми решениями.ЭДО в грузоперевозках. Внедрение ЭПД для авиа-, морских перевозок. Расширение номенклатуры документов. Развитие электронных платформ для управления грузоперевозками. Увеличение количества фулфилмент-операторов. Драйвером стала обязательность закупки транспортных услуг на специальных площадках государством. Цифровизация взаимодействия между пассажиром и перевозчиком в междугородних перевозках. Эксперты прогнозируют появление новых мобильных приложений и других цифровых инструментов для этого.
Подведем итоги Российские тренды цифровизации транспортной отрасли в целом соответствуют мировым, но имеют национальные особенности, связанные с вызовами, возникшими перед нашим государством в последние годы: обеспечение суверенитета, перенаправление транспортных потоков, импортозамещение. Опыт заинтересовал партнеров из дружественных стран, с 2023 года ведутся переговоры об экспорте российских цифровых решений. Уральский рынок ждет активная цифровая трансформация, которая поможет компаниям региона улучшить свою экономику и сделает отрасль более прозрачной. Разрабатывая «Магистрали», ИТ-платформу для дальнобойщиков и владельцев грузов, мы учитывали все моменты, связанные с переходом заводов и предприятий, чтобы процесс цифровизации был мягким и безопасным. Внедряемые ИТ-инструменты должны не только оптимизировать расходы, но и органично встраиваться в работу компании, чтобы минимизировать риски. Государство, в свою очередь, поддерживает и всячески содействует переходу бизнеса в новую реальность, поэтому цифровизация уральского рынка может быть более стремительной, но при этом не менее полезной для компаний региона.
Свежие комментарии